Большие желтые наклейки на автобусах напоминают: «Вход с собакой-проводником разрешен!».
Правда ли, что люди с поводырями заходят в общественный транспорт без проблем? Как незрячему человеку получить в помощь живое средство реабилитации, а заодно и верного друга? Об этом «Молоту» рассказал житель села Орловка Ростовской области, владелец черного лабрадора Александр Деткин.
- Зрение у меня стало портиться в 31 год, после операции на почках, - говорит Александр Викторович. - Осложнения начались в 2020 году после того, как переболел коронавирусом. С 2005 года зрение было трубчатое и позволяло различать предметы, а после ковида практически перестал видеть. Появилась мысль завести собаку-проводника.
Сначала обратился к председателю районного общества слепых Василию Дудкину, он связал меня с и. о. председателя межрайонного общества слепых Михаилом Шубиным, который рассказал мне обо всех нюансах. Он тоже не видит, ему помогает собака-проводник. Затем он сам позвонил в Москву, со мной связалась врач-окулист районной больницы Ирина Остапченко. Выслушала меня, сказала, что надо заполнить анкету, по которой будут готовить собаку. Позже мне позвонила руководитель Донского клуба владельцев собак-проводников «Золотой пес» Надежда Леонтьева, тоже большой души человек. Мы рассказали ей, что живем вдвоем с женой, у нас хорошие условия. На тот момент мне было 62 года.
И вот мне сказали, что есть подходящая собака, от нее отказался человек, для которого ее готовили. Я сильно переживал и не верил до конца, что это происходит со мной.
Когда забирали пса, кличка у него уже была, он получил ее при рождении по родословной. Брата нашего Нориса зовут тоже на букву «Н» - Норман.
Мой Норис - крутой парень, это моя первая собака-проводник. Он был уже обучен, оставалось только пройти процесс адаптации. Как мне потом сказала инструктор-кинолог Александра Иванюк, пес похож характером на меня: спокойный н уравновешенный, очень четко различает отдых и работу. Если я беру в руки шлейку, Норис сразу настраивается на прогулку, когда мы отрабатываем маршруты, идет чуть впереди, если есть препятствие, останавливается, получает за это угощение. Мы освоили уже три маршрута, пока все протекает хорошо, по работе никаких претензий у меня к нему нет. Но стоит только отпустить шлейку - сразу уходит, куда хочет. А ведь расслаблять собаку нельзя, она должна чувствовать, что сейчас находится в рабочем режиме!
Кстати, при первой же возможности Норис ложится спать.
Процесс подготовки к прогулкам - дело серьезное. В основном все делает моя жена: готовит псу комбинезон, кормит его, ухаживает за Норисом. Недавно у него обнаружили отит, лечили ухо в сальской вет-клинике, теперь регулярно дезинфицируем его.
Мы живем в деревне и убедились, что здесь никто к собаке-проводнику не готов. Многие водители не рады, что Норис может линять, и боятся, что весь салон будет в шерсти, а однажды в магазине одна женщина сделала мне замечание, что собака без намордника. Но если я что-то уроню, как собака в наморднике это поднимет? Я тогда в магазине ничего не ответил, а просто специально уронил трость, и Норис сразу же ее поднял. Женщина успокоилась.
Я обожаю Нориса. Наверное, это лучший друг в моей жизни. Также хочу выразить слова благодарности близким: жене, сыну, дочери, невестке, зятю и специалистам, к которым мы обращались. Все относятся ко мне с пониманием. Если что-то пойдет не так, я знаю, что есть люди, которые мне помогут.
Подготовлено по материалам статьи:
Айрумова Н. Навигатор с хвостом // Молот - Ростов-на-Дону, - 2024. - №96 (26729) 27 дек. - С. 6.
Деткин Александр - член ВОС - владелец черного лабрадора по кличке Норис
- Подробности
- Категория: Наши герои